|
В.В.Агафонов «„Неправильные правила“ для словарных слов и не только»
Уважаемые учителя и родители!
Недавно в издательстве «Ювента» вышел мой ассоциативный орфографический словарик «Неправильные правила» дополненное издание уже знакомых некоторым из вас книг «Неправильные правила» и «Совсем неправильные правила», которые увидели свет в 1997 и 1998 годах. Отрывки из них были включены в учебники русского языка Ольги Леонидовны Соболевой.
Теперь в этом словаре содержится уже более ста «упрямых» слов, написание которых обычно затрудняет младших (а порой и не только младших) школьников. За несколько лет жизни этих книг стала очевидной эффективность использованных в них приемов: в большинстве случаев они позволяют ученику запомнить написание трудного слова с первого предъявления. Хотелось бы рассказать вам об этих приемах и об особенностях самого словарика. Конечно, я жалею, что по независящим от меня причинам, не смогу сделать этого сам, увидеть ваши глаза, услышать ваши вопросы и ответить на них. Я признателен Ольге Леонидовне, которая предложила прочесть это мое сообщение на своих семинарах и курсах. А вы прочтите его здесь, на нашем сайте.
Итак, давайте сначала поговорим о памяти.
1. Использование эмоционально-образной памяти
Для учащихся начальной школы особую трудность представляет запоминание пассивной информации, т.е. сведений, которые невозможно осмыслить логически, а требуется просто запомнить (это могут быть даты, числа, таблица умножения, словарные слова). Память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоминанию» ничего не значащего для него символа числа или буквы. Зато эта память очень яркая и образная. Чтобы она заработала и по отношению к пассивной информации, необходимо, чтобы эта пассивная информация превратилась в активную: для этого необходимо ничего не значащие для ребенка элементы информационных блоков связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции событиями или объектами. Это можно сделать с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память малыша включится и заработает.
Одним из свойств эмоционально-образной памяти является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. К этому мы еще вернемся, когда будем рассматривать приемы параллельного повторения. А пока сосредоточимся на том, что для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше кроме того, улыбку и смех. Кстати сказать, смех не только активизирует эмоциональную память, но еще и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.
Применительно к словарным словам, ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке, загадке или шараде. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. Такое слово становится как бы «приемным родственником» для словарного.
При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Такого рода связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.
Иногда удается составить такую пару из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.
Еще один прием, влияющий на качество запоминания, это использование ассонанса («Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан») или аллитерации («Га-га-га!» она гогочет"). Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.
При использовании ассонанса или аллитерации концентрация нужного звука возникает в одном или в нескольких ограниченных участках информационного блока . Можно, однако, поступить иначе подобрать слова так, чтобы определенный звук встречался в данном тексте в среднем чаще, чем обычно, причем он может быть распределен по всему тексту практически равномерно . Исследования показывают, что наше подсознание чутко откликается на такое статистическое отклонение от нормы, хотя сознательно мы его обычно не замечаем (см., например, книгу А. П. Журавлева «Звук и смысл»).
Аналогичный эффект проявляется при насыщении текста нужной буквой, то есть графическим символом, что обеспечивает воздействие на зрительный канал восприятия (как вы понимаете, наличие нужной буквы не всегда совпадает с наличием нужного нам звука).
Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.
В стихотворении «Ната в комнате» (с.24) главный прием сам сюжет: он позволяет точно «показать» место безударной а в слове «комната».
Раз Ната в комнату вошла,
И букву «А» она нашла.
Там буква «А» попала в плен
Меж буквой «Т» и буквой «Н».
Однако здесь используются и графическое выделение буквы-орфограммы, и «приемный родственник» слово «Ната». Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи -разбойники, к которым и попала в плен буква "А". Таким образом, работает не один-единственный прием, а комплекс приемов. Это тоже имеет отношение к параллельному повторению, речь о котором впереди.
Другой прием нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата». (стихотворение «А лопата лопнула!», с.29).
Шёл на дачу в выходной
Я с лопатой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.
Но копать ей трудновато:
Раз! и лопнула лопата!
Без «приемного родственника» не обошлось и здесь слово «лопнула».
Для запоминания слова «маляр» («Маленький маляр», с.30) одновременно с сюжетом и «приемными родственниками» работает ассонанс: краской, красил, шар, маленький, маляр, мал, упал, попал, рука, застряла, мало. Большинство перечисленных слов повторяются в тексте не один раз.
Как-то краской красил шар
Очень маленький маляр.
Был маляр росточком мал,
Со стремянки он упал.
Со стремянки вниз упал,
В букву «А» рукой попал.
В букве «А» рука застряла,
А ему и горя мало:
«Ну и что, что я упал?
Ну и что, что ростом мал?
А зато я красил шар,
Потому что я маляр!»
В некоторых случаях для одного словарного слова в книге приводится два варианта информационного блока: так, слово «картина» (с.22) обыграно сначала в шараде, а потом в стихотворении с «приемным родственником»; слово «овощи» (с.37) представлено в виде каламбура (овощи "О" во щи), и в виде ребуса; слово «столица» (с.53) встречается в сюжетном стихотворении и в ребусе на основе числа 100. (Кстати, обратите внимание, что на основе ребусов с числами можно запомнить написание многих слов: 100ловая, про100, 40а и т.д.) Приведенные варианты позволяют детям как с образным («аудиалам», «визуалам»), так и с логическим типом мышления, выбрать себе подходящую «зацепку» для памяти.
Очень удобная «зацепка» для памяти каламбур, однако использовать его сложно, потому что не так просто подобрать каламбур для данного словарного слова. Пример использования каламбура можно видеть в стихотворении «Гори, зонт!» (с.15). Собственно каламбур вынесен в заголовок, в самом же стихотворении трудные буквы обыгрываются в сюжете и в рисунке.
Взгляни скорей на горизонт:
Там между гор увидишь зонт!
На солнце зонт горит огнём,
Вот буквы «О» и «И» на нём.
Взгляни на слово «горизонт».
Увидишь «О», и «И», и… зонт!
Можно привести и другие примеры, но думаю, Вам будет интересно самим отыскать, какие из перечисленных выше приемов использованы в каждом конкретном информационном блоке.
Вы, вероятно, уже обратили внимание, что в пределах одного информационного блока информация о написании слова обыгрывается несколькими способами. Сделано это для того, чтобы использовать еще один важный прием параллельное повторение. Теперь поговорим о нем.
2. Параллельное повторение
Всем педагогам известна древняя истина:
ПОВТОРЕНИЕ МАТЬ УЧЕНИЯ!
Ученики вынуждены тоже признать эту истину: не запоминается материал с первого раза приходится повторять; забывается материал на следующий день или чуть позже приходится повторять.
Но всем ученикам известна и другая древняя истина:
ПОВТОРЕНИЕ МАТЬ МУЧЕНИЯ!
Ученик снова и снова перечитывает информационный блок, например, правило, пытаясь запомнить его. Таким образом, повторение у него зачастую сводится к зубрежке! Это быстро утомляет мозг, вызывает отрицательные эмоции и образование стойкого условного рефлекса: повторение это плохо, это скучно. А отсюда недалеко и до другого условного рефлекса: всякое учение это плохо, это скучно до головной боли!
Но ведь на самом деле все это не так: учение способно доставить настоящее наслаждение, просто ученик еще не научился извлекать из этого процесса положительные эмоции, а его уже оглушил водопад отрицательных, вызванных нудным повторением! Конечно, многие ученики постепенно преодолевают этот барьер по принципу «терпение и труд всё перетрут», но, к сожалению, далеко не все из этих «многих» находят за этим барьером радость познания. Для большинства из них все ограничивается пониманием слова «надо»… А ведь ученик, почувствовавший эту радость каждый день узнавать и понимать что-то новое это уже совсем другой человек! Это не просто материал, не просто глина под пальцами педагога, а его полноценный сотрудник, который сам помогает ему в процессе своего обучения, сам ищет и находит новые способы усвоения знаний.
Давайте попробуем разобраться, что тут можно сделать.
Из физиологии известно, что многократное воздействие на живой организм одного и того же раздражителя приводит к ПРИТУПЛЕНИЮ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА НА ЭТОТ РАЗДРАЖИТЕЛЬ. Обычное, последовательное повторение материала это именно такой, многократно действующий раздражитель. Возникает противоречие: повторение необходимо для усвоения материала, но оно же и вредно для усвоения материала!
Первый способ устранения этого противоречия мы уже рассматривали выше: в ряде случаев удается перейти к «мгновенному» запоминанию, если возбудить эмоциональную память ребенка. В этом случае материал может быть записан в долговременную память с первого предъявления повторение становится ненужным. Этот механизм достался нам еще от далеких предков, живших в джунглях: если бы нужно было повторять несколько раз, что тигр или змея опасны, а апельсины съедобны и вкусны, то наши предки просто вымерли бы, а вопрос о повторении некому было бы сейчас обсуждать.
Второй способ, вовсе не исключающий первого, а наоборот, на него опирающийся, это переход от последовательного (раз за разом) к параллельному (одновременному, очерченному границами данного информационного блока) повторению. Для этого необходимо, чтобы информационный блок, который ученик должен усвоить, передавался бы ему одновременно по нескольким каналам восприятия (например, зрительный и слуховой но не обязательно только они!) или по одному каналу, но разными способами, причем очень желательно, чтобы все они стимулировали эмоционально-образную память.
Применительно к изучению словарных слов это могут быть:
сюжет, аллитерация или ассонанс, артикуляционное выделение ключевого звука, насыщение блока нужным звуком и так далее по слуховому каналу;
выделение ключевой буквы цветом в тексте, фигурные стихи, придание предметам на рисунке формы ключевой буквы, графический сюжет (в частном случае он может даже не совпадать сюжетом текста), насыщение текста нужной буквой и так далее по зрительному каналу.
Рассматривая рисунок и текст как единый информационный блок, мы видим, что повторение материала имеет место, но не последовательное (несколько раз после первого ознакомления с данным информационным блоком), а параллельное (в момент первого ознакомления с блоком). Часто именно это и приводит к усвоению материала с первого предъявления информационного блока.
К сожалению, современный человек для усвоения учебной информации использует, как правило, только два канала: зрительный и слуховой. Совершенно не используется тактильный канал восприятия а жаль, тактильные ощущения хорошо запоминаются. Можно было бы, например, использовать тактильные ассоциации при изучении букв в детском саду (сделать макеты букв с покрытием из материалов разной фактуры: шершавое покрытие для буквы Ш; нежное и мягкое, пуховое для буквы Х; гладкое, стеклянное для буквы Л; неровное, рифлёное для буквы Р и т.д.). Давным-давно забыто использование канала обоняния для запоминания информации, а ведь еще летописцы древних инков носили при себе целый набор пахучих веществ и, когда хотели запомнить происходящее, доставали одно из них и нюхали. Потом достаточно было понюхать то же самое вещество и в мозгу всплывали во всех подробностях пережитые события. Как показали современные исследования, воспоминание об отдельно взятом изображении затухает через несколько часов или дней, а память о запахе может существовать целый год, а может, и не один. Представляете, какой огромный резерв памяти остается незадействованным? Но вернемся к стандартным каналам передачи информации зрительному и слуховому.
Если теперь снова вернуться к рассмотренным примерам, легко увидеть, что параллельное повторение в том или ином виде присутствует в каждом из них.
Проанализируем подробно еще один пример стихотворение «Газированная газета» (с.13):
Что случилось тут у нас?
Из газеты вышел газ!
Словно снег газета тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная газета!
Все решим проблемы разом:
Мы её наполним газом!
Газированной газете
Газ нужней всего на свете?
Нет, сказать я должен, ей
Буква «А» всего нужней!
По каналу слуха находим здесь следующие приемы параллельного повторения:
- использование забавного, нелепого сюжета газета, из которой выходит газ, после чего она становится меньше марки;
- использование «приемного родственника» слова «газ», где нужный звук отчетливо слышен;
- «насыщение» текста звуком [а] (можете подсчитать, сколько раз встречается в стихотворении этот звук);
- непосредственно названная вслух буква, которую нужно написать (не самый сильный прием, но в совокупности с остальными работает неплохо).
По каналу зрения:
- забавный графический сюжет, показывающий, как газету накачивают газом (продолжение сюжета, воспринятого на слух ( включая мысленное проговаривание при чтении стихотворения про себя);
- насыщение текста букв ой «а»;
- выделение этой буквы в тексте жирным шрифтом (этот способ, конечно, эффективен тоже лишь в совокупности с другими).
Итак, пока мы прочли стихотворение и рассмотрели рисунок, мы повторили написание словарного слова «газета» СЕМЬЮ различными способами! Причем это повторение вовсе не эквивалентно семикратному чтению слова «газета», а гораздо более эффективно, т.к. использованные способы ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ между собой, переплетаются, образуют дополнительные ассоциативные связи, тем самым закрепляя В РАЗНЫХ ОТДЕЛАХ ПАМЯТИ полученную информацию. Если забудется что-то одно, то, «потянув» за какой-то другой элемент информационного блока , можно не только вспомнить написание слова, но при желании даже восстановить забытые «узелки» этой ассоциативной сети (не цепочки, а именно сети, поскольку в ней каждый элемент может быть связан с каждым!).
Еще один пример «Сорочий юбилей»:
Сороке нынче сорок лет,
Она для всех даёт обед.
Потом даёт она обет
Не кушать целых сорок лет!..
Да, быть обжорою беда!
Зато вам хватит срока,
Чтобы запомнить навсегда,
Как пишется «СОРОКА»!
Здесь по каналу слуха имеем:
- использование забавного, нелепого сюжета;
- использование «приемного родственника» слова «сорок», где нужный звук отчетливо слышен;
- «насыщение» текста звуком [о].
По каналу зрения:
- забавный графический сюжет;
- в надписи на торте используется двойное истолкование символа "О" как буквы "О" и как цифры «ноль»;
- насыщение текста букв ой "о";
- выделение буквы в слове жирным шрифтом .
Итак, мы снова получили семикратное параллельное повторение информации о непроверяемой орфограмме в слове «сорока».
3. Приглашение к творчеству
У «Неправильных правил» есть еще одно свойство, на которое я очень надеялся, и был рад, когда убедился на практике, что не ошибся. Выражение информации в легкой и интересной ассоциативнойформе дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, способен самостоятельно (пусть интуитивно) пользоваться теми приемами, о которых я вам рассказал, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. Ребенок чувствует это и, подхватив эстафету, начинает предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи, что и становится основой его собственных ассоциативных информационных блоков.
Должен признаться, что когда дети из разных городов стали присылать мне свои рассказы и сказки, в которых обыгрывались такие «упрямые» слова, как «иней», «котлета», «касса» и т.д., я был готов, как кот Матроскин в известном мультфильме, завопить: «Ура! Заработало!» Потому что мне очень хотелось, чтобы этот словарик был для ребенка не костылями, на которые можно только опираться, а крыльями, с помощью которых можно взлететь самому. А еще мне очень хотелось бы, чтобы в этом книга помогла не только вашим ученикам, но и вам самим. Поэтому словарик в дальнейшем расти не будет. В нем есть всё, чтобы, поработав с ним, и ваши ученики, и вы сами смогли создать ассоциативный информационный блок практически к любому словарному слову или другому изучаемому понятию. Затраченные на это энергия и время не пропадут даром: во-первых, то, что человек придумывает сам, врезается в его память на всю жизнь, во-вторых, с каждым созданным информационным блоком совершенствуется ассоциативное мышление и развивается фантазия основа любой творческой деятельности, а в-третьих, переход от пассивного потребления информации к активному ее созданию может изменить всю жизнь человека и, я думаю, не в худшую сторону.
Мне хотелось бы, чтобы тот непрочный, односторонний контакт, который возник сейчас между нами, вылился в нечто большее. Запишите, пожалуйста, мой электронный адрес: vasily@pbox.ttn.ru (ведь во многих школах сейчас есть электронная почта) и, когда начнете работать с этой книгой, поделитесь своими впечатлениями, проблемами, сомнениями, трудностями, хорошо? Можно это сделать и через нашу гостевую книгу, прямо на сайте. А я, со своей стороны, постараюсь помочь вам и ответить на ваши вопросы.
В заключение позвольте пожелать, чтобы ваша работа была успешной и приносила радость и вам, и вашим ученикам!
В. В. Агафонов.
к началу страницы
|
|